Я немного умею складывать, но от вычитания у меня всегда кружится голова

Позднее Ctrl + ↑

Ищу ответ. Для чего нужна глобальная система идентифкации биологических данных?

Не могу ответить на простой вопрос:

Зачем нужна глобальная система однозначной идентификации биологических данных?

То есть чтобы ввел номер, а тебе в ответ, бац, связанные с ним биологические данные.

Для чего нам это нужно? Что нам это дает? Какие преимущества мы получаем? Или наоборот — только беды?

Приветствую вразумительные ответы или ссылки на ресурсы, где ответы даны.

«Потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». Экклезиаст.

Как я оформляю ссылки в черновиках статей

Используемая терминология. «Научную статью» я сокращаю до «статьи». «Научный журнал» — до «журнала». «Статья в журнале» — это научная статья опубликованная в рецензируемом научном журнале.

(Иванов, 2018) + [17] = [Иванов, 2018]

Редакторы нормальных журналов требуют при оформлении ссылок указывать фамилии первых авторов и год издания. Ссылка обрамляется круглыми скобками.

Дифференциальное уравнение, как того требуют законы термодинамики (Hamm, 2003), допускает интеграл от функции, обращающейся в бесконечность в изолированной точке (Aitken et al., 2016). Если для простоты пренебречь потерями на теплопроводность, то видно, что кварк оправдывает убывающий тройной интеграл (Dimas & Buehler, 2012).

Такая ссылка понятна и запоминаема.

Редакторы посредственных журналов требуют указывать порядковый номер публикации в списке литературы, окруженный квадратными скобками.

Дифференциальное уравнение, как того требуют законы термодинамики [17], допускает интеграл от функции, обращающейся в бесконечность в изолированной точке [1]. Если для простоты пренебречь потерями на теплопроводность, то видно, что кварк оправдывает убывающий тройной интеграл [4].

Такая ссылка непонятна и запомнить ее сложно.

Когда я пишу черновик статьи, то ссылаюсь на первых авторов с годом, но окружаю ссылку квадратными скобками.

Дифференциальное уравнение, как того требуют законы термодинамики [Hamm, 2003], допускает интеграл от функции, обращающейся в бесконечность в изолированной точке [Aitken et al., 2016]. Если для простоты пренебречь потерями на теплопроводность, то видно, что кварк оправдывает убывающий тройной интеграл [Dimas & Buehler, 2012].

В этом случае я получаю все преимущества ссылок нормальных журналов и, дополнительно, сразу вижу, что это ссылка на литературу. Гипотетический еще-не-написанный скрипт опознает в тексте такие ссылки и сконвертирует их в соответствии с требованиями журнала.

Пользуйтесь на здоровье.

Если вы знаете или написали скрипт, который будет конвертировать [ссылки] в нужный формат, напишите об этом в комментариях.

C 8 марта!

Милые читательницы моего блога.

C опозданием поздравляю вас с женским днем. Желаю весны в сердце, красоты в душе и молодости в теле.

Наблюдение 6. Тфилин и прибор для диагностики неврозов

Ученые из Пемзы разрабатывают прибор для ранней диагностики неврозов. Прибор будет крепиться на лбу пациента. Связь с аппаратом ЭКГ будет осуществляться по блютузу. Данные о состоянии пациента будут сниматься 24 часа в сутки.

Тфилин — две маленьких коробочки. Иудеи крепят одну тфилину на бицепце левой руки, а вторую — на лбу. Одна часть тфилина называется байтом — здесь находятся отрывки из Торы. Мужчины накладывают тфилин во время утренней молитвы во все дни, кроме Шаббата и праздников.

Вопрос-ответ. Как написать о методах и результатах в отчете РФФИ

Меня спросили, что писать в отчете по проекту РФФИ. Вспомнил Макса Ильяхова и решил ответить в блоге.

Вопрос

Подскажите, в какой форме и в каком объеме вы заполняете пункт отчета «Полученные за период, на который предоставлен грант, результаты с описанием методов и подходов, использованных при реализации Проекта (описать, уделив особое внимание степени оригинальности и новизны)»?

По сути это основная часть отчета — и здесь должно быть представлено все, что сделано за текущий период. Однако из того, что я узнала у людей — одни сюда вставляют целые статьи, другие кратко пишут в один абзац основные результаты и их новизну.

Есть еще пункт 11 в инструкции по заполнению отчета, в нем говориться что необходимо прикрепить еще файл содержащий информацию о полученных результатах в доступной широкому кругу читателей форме на 1-2 страницы.

Ответ

По моему опыту здесь важен не объем, а содержание. В целом надо следовать поговорке: «краткость — сестра таланта».

Рецензент — это тоже человек. Читать огромный многостраничный чужой текст ему, как и многим, не хочется. Поэтому лучше дать небольшой текст.

Небольшое описание результатов разбитое на абзацы, в каждом абзаце по результату на два-три предложения. Обязательно упомянуть степень новизны, т. е. написать: новое для науки, новое для региона или тривиальный результат подтверждающий известные факты (даже об этом можно написать).

То же самое для методики. Не расписывать ее всю, а дать основные вехи и сослаться на литературу для более детального ознакомления. Если использован какой-то модифицированный или новый подход, обязательно об этом упомянуть.

Чтобы написать для всех, надо представить, что пишешь для школьников или своей бабушки. Представить, что им будет интересно услышать и как им это лучше подать. То есть язык должен быть понятным. Здесь можно даже прикрепить презентацию с картинками.

Предлагаю всем, кто пишет отчеты по проектам, поделиться своим опытом в комментариях.

Как быстро закомментировать блоки кода

Блок — это фрагмент кода заключенный в условный оператор или цикл.

if (push_index > 0 ) {
  // Блок кода
}

for (i=0; i < row_of_areolae.length-1; i++) {
  // Блок кода
}

while (level < maximal_level) {
  // Блок кода
}

Чтобы быстро исключить блок кода из потока программы, достаточно к условию дописать выражение «Ложь и».

if (false && push_index > 0 ) {
  // Блок кода
}

for (i=0; false && i < row_of_areolae.length-1; i++) {
  // Блок кода
}

while (false && level < maximal_level) {
  // Блок кода
}

Когда фрагмент кода не содержится в цикле или условном операторе, но его нужно то закомментировать, то оставить — принудительно заключаем его в блок. Потом меняем условие блока на «Истину» или «Ложь».

// Фрагмент выполняется
if (true) {
	angle = g_sectors[i].fi[1] - ksi;
	k = new_areolae.length-2;
	while ((k>push_index) && (angle>=g_sectors[i].fi[0])) {
		new_areolae[k][3] = angle;
		new_areolae[k][0] = Math.cos(angle)*level_po;
		new_areolae[k][1] = Math.sin(angle)*level_po;
		//pivot_areola = new_areolae[k];
		angle -= ksi;
		k--;					
	}
}

// Фрагмент не выполняется
if (false) {
	angle = g_sectors[i].fi[1] - ksi;
	k = new_areolae.length-2;
	while ((k>push_index) && (angle>=g_sectors[i].fi[0])) {
		new_areolae[k][3] = angle;
		new_areolae[k][0] = Math.cos(angle)*level_po;
		new_areolae[k][1] = Math.sin(angle)*level_po;
		//pivot_areola = new_areolae[k];
		angle -= ksi;
		k--;					
	}
}

Чтобы закомментировать тот же фрагмент кода, надо поставить символы комментария в его начале и конце.

/*
	angle = g_sectors[i].fi[1] - ksi;
	k = new_areolae.length-2;
	while ((k>push_index) && (angle>=g_sectors[i].fi[0])) {
		new_areolae[k][3] = angle;
		new_areolae[k][0] = Math.cos(angle)*level_po;
		new_areolae[k][1] = Math.sin(angle)*level_po;
		//pivot_areola = new_areolae[k];
		angle -= ksi;
		k--;					
	}
*/

Очевидно, что дописать true или false к условию быстрее и удобнее, чем окружить или освободить блок от символов комментария.

Жизнь в ИМБИ. 2. Упадок в изучении биолюминесценции

Читая работу Б. С. Кузина «Упадок систематики (I. Система, эволюция, мультимодация)», нашел утверждение, которое можно применить ко многим отраслям научных знаний. Адаптировал его к исследованию биолюминесценции в ИМБИ. Измененные фразы окружил квадратными скобками.

Упадок той или иной области науки характеризуется не прекращением поступления новых фактических данных. Мы не можем жаловаться на недостаток [данных], описывающих [вертикальное и пространственное распределение биолюминесценции в Черном море]... Упадок заключается в отсутствии новых идей, нового теоретического освещения фактов. И это уже с давних пор наблюдается [в исследованиях биолюминесценции, проводимых в ИМБИ]. Было бы еще сносно, если бы [исследования биолюминесценции], не обогащаясь новыми идеями, сохраняли уровень, которого они достигли когда-то. Но они двинулись назад...

К сожалению на этот факт в институте принято закрывать глаза. Зато у нынешнего руководителя отдела, занимающегося биолюминесценцией, есть весомый аргумент — эти исследования уникальны. В том смысле, что ни в Россиии, ни на Украине ими больше никто не занимается. Раз уникальны — значит их надо охранять и тратить на них деньги. А формулировать задачи и искать решение — не нужно.

2019 год. Приглашаю на конференцию по морской и теоретической паразитологии

С 9 по 14 сентября 2019 года в Севастополе в поселке Любимовка будет проходить седьмая по счету «Школа по морской и теоретической паразитологии».

Шестая паразитологическая школа тоже проходила в Севастополе. Участникам понравилась ее организация, время и место проведения, поэтому седьмую конференцию решили провести здесь же.

Общая фотография с шестой Паразитологической конференции 5-9 сентября 2016 года.

Научная программа конференции

Включает устные и постерные доклады по направлениям:

  • Современные экологические и эволюционные проблемы теоретической и морской паразитологии.
  • Жизненные циклы, популяционная биология паразитов морских организмов, взаимоотношения в системах паразит-хозяин.
  • Использование паразитов для оценки состояния водных экосистем и в качестве биологических меток при изучении различных сторон экологии хозяев.
  • Прикладные аспекты морской паразитологии: мониторинг эпизоотической ситуации в естественных водоемах и марикультурных хозяйствах, паразитологическое инспектирование продукции из морских гидробионтов.
  • Молекулярные маркеры в систематике, филогении и экологии паразитов.
  • Морфологические аспекты паразитизма.

Планируется проведение практических занятий, где специалисты будут рассказывать о новых методических подходах к исследованию паразитов морских организмов.

Материалы конференции получат статус электронного издания и будут проиндексированы в РИНЦ.

Он-лайн регистрация

Теперь, чтобы зарегистрироваться на конференции, не надо присылать регистрационные формы организаторам, как в прошлый раз. Достаточно зарегистрироваться онлайн, указав электронную почту:

cprs.imbr-ras.ru/events/parasites2019/register

Ссылка из электронного письма приведет к анкете участника.

После можно подать один или несколько докладов, которые появятся в преварительном списке сообщений.

Все — вы зарегистрированы. Теперь ждите второе информационное письмо с информацией о правилах оформления и сроках подачи тезисов, регистрационном взносе, предполагаемых экскурсиях и прочей полезной информацией. Оно придет зимой 2019 года.

Дружеская атмосфера

На наших конференциях царит дружеская научная атмосфера. Здесь интересные доклады и докладчики, хорошие банкеты, великолепные окрестности и теплое Черное море.

Приезжайте.

Сайт — летопись конференции

Сайт этой и прошлой конференции я сделал сам. Это — летопись конференций, застывшая в потоке электронов.

Если вам нужен сайт научной конференции — пишите: me@antonlyakh.ru.

Памятка. Объекты и массивы объектов в Яваскрипте

Пиша — учишься.

Очень кратко

[...] — массив
{...} — объект

{ [...], [...], [...] } — объект хранит массивы
[ {...}, {...}, {...} ] — массив хранит объекты

[ [...], [...], [...] ] — двумерный массив

[ [{...}, {...}], [{...}, {...}], [{...}, {...}] ]  — двумерный массив объектов

И так далее рекурсивно.

Приемы работы

Проверить наличие ключа в объекте и удалить ключ объекта.

if ("ethanol" in chemicals)
  delete chemicals.ethanol;

В конец массива можно пушнуть элемент или попнуть оттуда.

var arra = [];
arra.push("ficker");
arra.push("popinjay");
// arra[ "ficker", "popinjay" ];
arra.pop(); // popinjay

В начало массива элемент можно шифтнуть или уншифтнуть оттуда.

var myau = [];
arra.shift("cat");
arra.shift("dog");
// arra[ "dog", "shift" ];
arra.unshift(); // dog

Аналогично в массив можно пушнуть или шифтнуть объект.

var fish = [];
fish.push( 
  {taxon: "Gobiidae", weigth: 17, region: "Moscow"}
);

В массив можно пушнуть объект содержащий массив.

var frogs = [];
frogs.push( 
  {color: "violet", dimensions: [12, 14, 10, 27, 8, 14]}
);

Пройтись по объектам из массива.

for (var item in array_of_objects)
  // item - текущий объект из массива; есть ли у него такое-то свойство-ключ?
  if ( desired_key in item)
     alert( item.desired_key );

Заполнить массив объектов вычисленными значениями.

var cloud = [];
var N = 128, i=0;
while(i++ < N)
  cloud.push( {x: Math.random(), y: math.random(), id: i} );

Примеры

Массив:

var hex = [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8];
alert( hex[4] );

Объект:

var flex = {
  x: 10,
  y: 50,
  name: "point"
};

var hrex = new Object( {0:"one", 1:"two", third : "three", fourth : "four"} );

alert( flex.x );
alert( flex["y"] );
alert( hrex[third] );

Пустой объект, который заполняется позже:

var plex = new Object();

plex["road"] = "M-86";
plex["speed"] = 120;

Объект с массивом:

var hrex = {
  name: "Petr",
  coins: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8],
  slaves: ["John", "Abram", "Rosa"]
}

alert( hrex[slaves][1] );

Массив объектов:

var abra = [
  {cadabra: 17, place: "town"},
  {cadabra: 23, place: "lake"},
  {cadabra: 66, place: "street"}
];

Дальнейшее чтиво

Все способы перебора массива в JavaScript
Полезные методы массивов и объектов в JavaScript
Выразительный JavaScript: Структуры данных: объекты и массивы

Руководство по JavaScript, часть 2: стиль кода и структура программ
Руководство по JavaScript, часть 3: переменные, типы данных, выражения, объекты

Стрелочные функции в JavaScript: зачем они нужны, как с ними обращаться, когда ими стоит пользоваться, а когда — нет
Функции высшего порядка в JavaScript

Тезисы к тезисам

В правилах оформления тезисов на конференцию в текст часто просят добавить краткую аннотацию. Тезисное изложение тезисов. Сюда же, помимо заглавия, авторов и места работы (каждое с новой строки), просят включить список литературы. Объем всего текста не должен превышать 4-5 страниц формата А5 с двухсантиметровыми полями.

Очевидно, что такие требования сильно сокращают объем полезного текста. Это понимает каждый участник и организаторы. С другой стороны организаторы экономят на бумаге, но повышают статус публикаций. Потому что эти публикации относятся к «материалам конференции» включенным в РИНЦ. В некоторых научных организациях за них начисляют премии.

Получается, что подобное премирование плодит массу бесполезных одноразовых работ, не проходящих рецензирования.

Лучше, когда вместо ущербных материалов печатают совсем краткие тезисы, чтобы знать о чем будет говорить докладчик. А по результатам выборочно — полноценные рецензируемые статьи. Тогда не будет стыдно ни авторам, ни организаторам. И будет интересно читателю.

Храним данные в СВГ

В СВГ можно хранить свои данные. Это могут быть дополнительные количественные или качественные характеристики векторной модели, которые не поддерживает формат СВГ.

Для хранения данных придумываем новый тег newtag.

СВГ основан на XML. Согласно спецификации надо описать каждый новый тег в ДТД файле, выложить его на сервер и сослаться в заголовке.

<svg ... xmlns:newtag="http://antonlyakh.ru/new-svg-tags.dtd">

По факту работает, если указать пространство имен xhtml.

<svg ... xmlns:newtag="http://www.w3.org/1999/xhtml">

И работает даже если не упоминать новый тег в заголовке.

<svg ...>

Вставляем тег в текст.

<svg ...>
  <newtag>My own data.</newtag>
</svg>

Прописываем атрибуты тега.

<newtag scale="1" scaleunit="mkm" scalepx="254" />

Комбинируем атрибуты и содержимое.

<newtag scale="1" scaleunit="mkm" scalepx="254">Very usefull data.</newtag>

Текст на русском кодируем в УТФ-8.

<newtag lang="ru">╨Я╨╛╨╝╨╜╨╕, ╤З╤В╨╛ ╤А╤Г╤Б╤Б╨║╨╕╨╣ тАФ ╨╜╨╡ ╤П╨╖╤Л╨║ ╨╝╨╡╨╢╨┤╤Г╨╜╨░╤А╨╛╨┤╨╜╨╛╨│╨╛ ╨╛╨▒╤Й╨╡╨╜╨╕╤П.</newtag>

Загружаем файл в браузер — браузер правильно рисует вектор и не ругается на теги.

Открываем файл в Иллюстраторе или Инкскейпе. Правим. Сохраняем. Смотрим исходник — теги с данными сохранились. Иллюстратор и Инскейп теги не портят.

Мало того, можно окружить новым тегом команду рисования.

<newtag scale="1" scaleunit="mkm"><line ... /></newtag>

Это скроет векторный объект, и он не будет виден ни в браузере, ни в векторных редакторах, но будет доступен парсеру.

Наблюдение 5. Ищите да обрящете

Природа устроена так, что при решении любой задачи, через какое-то время начинают появляться подсказки. Главное, вовремя их засечь и зафиксировать. Если не успеть — пропадут. Если успеть — то запустится процесс поиска решения.

Кажется в психологии это явление имеет название и объяснение. Вроде того, что внимание фокусируется на задаче и более чутко улавливает все намеки на возможные ответы.

Мистики скажут, что сознание подключается к сверхразуму и от него приходит подсказка. (Сверхразум — это практически ноосфера Вернадского.)

Верующие говорят о чуде.

Философы тоже имеют объяснение этого процесса: вспомним эйдосы Платона.

Но мне удобнее воспринимать данный процесс как один из законов природы, непризнанный наукой.

Ищите да обрящете.

Дополнено 17 декабря 2018 г.
Сегодня раздумывал о том, как лучше представить программу Эль-Фурье и объяснить, что такое эллиптическое преобразование Фурье. Отвлекся на Ютуб и, о чудесный закон природы, наткнулся на видео, которое раскрывает механизм преобразования Фурье.

Закон работает, однако.

666

Мои текущие баллы в Стаковерфлоу:

P.S. С 10 сентября 2018 баллы выросли.

 61   2018   стаковерфлоу

О разнице гуманитарных и математических статей (перепост)

В дополнение к предыдущему перепосту.

Рассуждения злого дикобраза.
«Существенное различие между гуманитариями и физиками/математиками: у гуманитариев принято в статьях разжёвывать весь узкоспециальный материал так, чтобы он был одинаково понятен не только узким специалистам, но и обычному читателю. Значительную часть гуманитарного текста составляет справочный материал: упомянул какой-нибудь факт — дай точную ссылку на источник, специальный термин — дай определение, проблему — изложи историю вопросы со списком основной литературы, мнение — приведи список работ, где оно поддерживается (а также где не-, и где высказываются альтернативные мнения), новое (выше ещё не встречавшееся в этой статье) имя/название/понятие — укажи основные справочные данные. Меня всегда раздражает необходимость тянуть из статьи в статью весь этот воз информации, совершенно не нужной для обоснования или опровержения основных положений данной конкретной работы. Во многом именно поэтому работы гуманитариев кажутся такими простыми — всё ведь и ежу понятно! Физики/математики, как говорят, так не делают, поэтому непосвящённому их публикации кажутся китайской грамотой.»

Правдоподобное и верное в точных и гуманитарных науках (перепост)

Правдоподобное vs верное

«В математике (да и в физике) полно утверждений, которые кажутся вполне правдоподобными, верными, но на самом деле ложны. И эту ложность можно строго доказать. Наоборот, есть утверждения далеко не очевидные, на первый взгляд спорные, парадоксальные, даже, казалось бы, ложные, но верность которых на самом также можно строго доказать. В математике доказательства чисто логические, в физике логическая непротиворечивость теоретической конструкции подкрепляется еще и экспериментом. Главное заключается в том, что всегда есть возможность утверждение доказать или опровергнуть, потому что в этих наук есть механизм доказательства. (Я не касаюсь здесь тонкостей, связанных с теоремами Гёделя — в реальной жизни они не играют существенной роли.)

В так называемых гуманитарных науках строгие доказательства по сути отсутствуют. И возникает чисто практическая проблема — как определить, справедливо ли правдоподобное рассуждение (результат), которое кажется верным, или ложно? И еще более интересная проблема — как выявлять среди якобы ложных утверждений те, которые на самом деле верны?

Я не утверждаю, что гуманитарные науки вообще „бездоказательны“, но там в принципе отсутствует феномен „строго доказательства“. Кстати, если быть справедливым, во многих разделах физики „строгие доказательства“ на практике также отсутствуют, но это надо обсуждать отдельно и подробно...Замечу лишь, что возможность „строгого доказательства“ там в принципе существует.

А здесь я лишь хочу зафиксировать следующую особенность: в гум.науках возможна ситуация, когда сгенерированное „авторитетом“ утверждение будет циркулировать по научному сообществу, его будут „обсуждать“, но при этом о его истинности ничего нельзя будет сказать однозначно! Вопрос о истинности утверждения будут решать путем „надувания щек“ и результат определится тем, у кого „научное пузо“ больше. И второе... Глубоких парадоксальных, „квазиложных“ утверждений в гум.науках нет просто потому, что нет возможности, механизма для их доказательства. И наука развивается на уровне полупустых полубанальностей...»

P. S. Биология по большей степени гуманитарная наука, где практически нет строгих доказательств выдвигаемых гипотез.

Наблюдение 4. В Крымских городах нет детских лужаек

Детская лужайка — это место, покрытое травкой, куда можно прийти с малышом, постелить поркрывало и посидеть в тени, работая с ноутом. Малыш в это время ползает вокруг. Очень важно, чтобы лужайка была прикрыта тенью. Потому что сидеть на палящем летнем крымском солнце некомфортно и вредно.

Источник MaxPixel

В Крымских городах нет детских лужаек. Во многих Крымских городах вообще катастрофически мало зеленых зон. В Севастополе нет нормального парка. В Саках парк наполовину перегорожен заборами, а, начатая и замороженная постройка бетонной набережной вдоль соленого озера еще больше уменьшила площадь для отдыха. В Евпатории есть небольшой парк в центре, но там особо не посидишь. Хотя Евпатория в несезон достаточно уютный городок. В Бахчисарае можно спрятаться в горах, если вы живете на окраине города, а в городе гулять негде. В Ялте есть приятная набережная, но нет детских лужаек, а в горы с малышом не полезешь.

После воссоединения с Россией в Крымских городах начали строить детские площадки. Опять же многие из них расположены на солнцепеке и там не постелишь покрывало.

Городам нужны тенистые детские лужайки. Учитывайте это при реконструкции, если вы имеете такую возможность.

Добавлено позже (16-09-2018)

В качестве травяной лужайки можно использовать поле стадиона, если оно есть поблизости, и туда пускают.

Разнообразие способов цитирования омонимов таксономических названий

Омонимы и гемиомонимы

Когда разные виды или роды организмов имеют одинаковые научные названия, они являются омонимами или гемиомонимами.

Platydactylus australis Dumeril, 1856
Platydactylus australis Walker, 1869
Platydactylus australis Saussure, 1878

Если одинаково названы организмы из одного царства — это омонимы (англ. homonyms). Если из разных — гемиомонимы (англ. hemyhomonyms). Ниже, для удобства, гемиомонимы я тоже буду называть омонимами.

Термин гемиомоним ввел Старобогатов в 1991 году.

Откуда беруться омонимы

Омонимы появляются по двум причинам.

Первая — когда исследователь, назвавший организм, не знал о том, что такое название уже кто-то использовал. Больше всего таких омонимов появилось в 19 — начале 20 века.

Platydactylus australis Dumeril, 1856 — так Думерил назвал австралийского геккона;
Platydactylus australis Walker, 1869 — Валкер назвал так же найденного позже сверчка;
Platydactylus australis Saussure, 1878 — Сасю так же назвал еще одного сверчка.

Вторая — когда исследователь принял организм нового неизвестного вида за известный. Такие истуации случаются до сих пор.

Drosophila pygmaea Duda, 1926 — так Дуда назвал вид плодовых мушкек;
Drosophila pygmaea Duda, 1927 — а потом еще раз отнес к нему мушек другого вида;
Drosophila pygmaea (Bulliard) Quélet, 1886 — а вообще так изначально был назван гриб.

Как цитировать омонимы

Когда в статье приведено научное название вида, которое является омонимом, и нет дополнительных указаний, что это за организм, то получить однозначную информацию о нем, руководствуясь только названием, не удастся. Если в таксономической базе данных хранятся омонимичные названия, то найти нужную запись только по такому названию тоже не получиться — результат будет неоднозначным.

Orestias elegans — это рыба или орхидея?

Поэтому, чтобы отличить омонимы друг от друга, используют несколько приемов:

  • указывают автора или год;
  • дописывают высший таксон;
  • указывают нетаксономическую группу или аббревиатуру царства;
  • используют идентификатор записи вбазе данных.

Цитируем омонимы по автору или году

Обычно к названию таксона дописывают авторов и год, когда данный таксон был описан.

Orestias elegans Ridley, 1887 — орхидея,
Orestias elegans Garman, 1895 — рыба.

Но когда авторов много или у них длинные фамилии, перечислять их неудобно. Поэтому Дубоис предложил писать только год появления названия.

Orestias elegans 1887
Orestias elegans 1895

Это позволяет сократить запись и отличить омонимы друг от друга, потому что омонимов с одинаковым годом описания не существует.

Цитируем омонимы по высшему таксону

В другом способе записи между родовым и видовым эпитетом в скобках указывают высший таксон (обычно — семейство), к которому относится вид.

Orestias (Orchidaceae) elegans
Orestias (Cyprinodontoidei) elegans

Либо семейство дописывают после названия вида.

Orestias elegans (Orchidaceae)
Orestias elegans (Cyprinodontoidei)

Так как придумано несколько тысяч названий семейств, то определить по названию семейства царство организма могут единицы. Поэтому перед семейством дописывают название отряда или царства.

Orestias elegans (Plantae: Orchidaceae)
Orestias elegans (Animalia: Cyprinodontoidei)

Указываем группу организмов или аббревиатуру царства

В данном случае после названия указывают нетаксономическую группу организма.

Orestias elegans (fish)
Orestias elegans (plant)

Алексей Шипунов после названий омонимов, пишет односимвольную аббревиатуру царства.

Orestias elegans (z)
Orestias elegans (b)

Но если в одном царстве несколько омонимов, прием не сработает.

Platydactylus australis (z)
Platydactylus australis (z)
Platydactylus australis (z)

Drosophila pygmaea (f)
Drosophila pygmaea (z)
Drosophila pygmaea (z)

Цитируем омонимы по идентификатору записи в базе данных

Во всех упомянутых подходах используются понятные человеку обозначения. Это человекоориентированная запись омонимов. Но, так как сеть и базы данных все больше и больше занимают умы, некоторые систематики предлагают использовать машинный подход к обозначению таксонов.

Так, Рамболд с сотоварищами вместо авторов и года публикации названий видов, предложили писать числовой идентификатор записи с названием из таксономической базе данных.

Lecanora varia (Hoffm.) Ach.
Lecanora varia [#389546]

Авторы ограничились только царством грибов. Потому что владельцы трех микологических баз данных (Fungal Names, Index Fungorium, MycoBank) договорились о единой системе идентификации записей. То есть во всех трех базах совпадают номера записей с одними и теми же названиями.

Авторы пишут, что так компьютерам будет удобнее понимать названия в тексте, да и люди смогут их различить. Но этот прием нарушает основной принцип разработки интерфейсов — человечность.

К счастью, сообщество систематиков достаточно консервативно, поэтому в ближайшее время прием не приживется.

Как правильно цитировать омонимы

Среди всех перечисленных способов цитирования омонимов, мне нравится цитирование по году. Кратко, красиво и понятно:

Platydactylus australis 1856
Platydactylus australis 1869
Platydactylus australis 1878

Drosophila pygmaea 1886
Drosophila pygmaea 1926
Drosophila pygmaea 1927

Пишите, какая из записей омонимов вам более по душе, или предлагайте свою.

Полезное

Актуальный перечень омонимичных названий семейств, родов и видов.

Директива reintroduce в Дельфи

Узнал, что в Дельфи есть директива reintroduce. Она говорит компиляторуо том, что не надо возмущаться, когда в родственных классах определены функции с одинаковыми именами, но разным набором параметров.

Здесь компилятор напомнит, что в коде непорядок:


type TFish = class
  procedure swim(); virtual;
end;

type TBoneFish = class(TFish)
  procedure swim(direction : TVector); overload; // Method 'swim' hides virtual method of base type TFish.
end;

А здесь все стало правильно:


type TFish = class
  procedure swim(); virtual;;
end;

type TBoneFish = class(TFish)
  procedure swim(direction : TVector); reintroduce; overload;
end;

В основном коде можно вызывать оба метода.


  bone_fish.swim(); // куда-то плывем
  bone_fish.swim( to_nutritious_crustacean ); // плывем за питательным рачком

Ранее Ctrl + ↓