Я немного умею складывать, но от вычитания у меня всегда кружится голова

Позднее Ctrl + ↑

Ищу книгу П. Р. Макаревича и Е. И. Дружковой «Сезонные циклические процессы в прибрежных планктонных альгоценозах северных морей»

Издана Южным научным центром (Ростов-на-Дону) в 2010 году.

«В монографии на основании многолетних исследований с привлечением обширного литературного материала определены особенности структурной организации и функционирования планктонных альгоценозов прибрежных экосистем морей Северной Европы. Предложена модель годового сукцессионного цикла микрофитопланктона. Разработана и представлена в соотвествии с фазами сезонных циклов микроводорослей концептуальная схема годового цикла нанофитопланктона высокобореальной зоны. Проанализирована годовая динамика продукционно-деструкционных параметров».

Если у кого-то есть ПДФ или кто-то может прислать саму книгу, пишите на почту: me@antonlyakh.ru

Названия размерных фракций фитопланктона

Живые диатомовые водоросли рода Rhopalodia из ВК Филиппа Сапожникова

Добавлю четкости нечетким биологическим формулировкам. Сегодня — таблица с названиями фракций фитопланктона. Границы размеров фракций проведены по значениям десятичного логарифма.

Название Размеры, мкм
Фемтопланктон 0,01-0,1
Пикопланктон 0,1-1,0
Нанопланктон 1-10
Микропланктон 10-100

Источник: Sicko-Goad L., Stoermer E. F. (1984) The need for uniform terminology concerning phytoplankton cell size fractions and examples of picoplankton from the Laurentian Great Lakes.

***

Не знаю:

  • как называются организмы меньших и больших фракций?
  • является ли данная размерная классификация общепринятой и действующей?
  • справедлива ли она для всего планктона?

Кто знает, напишите в комментариях.

Морфологическая адаптация центрической диатомовой Minidiscus comicus к крошечному размеру

Некоторые биологические публикации достойны краткого пересказа. Вот одна из таких статей. Она рассказывает, как один из видов диатомовых водорослей меняет геометрию панциря, чтобы выжить при крошеных размерах.

***

Jewson D., Kuwata A., Cros L., Fortuno J.-M., Estrada M. (2016) Morphological adaptation to small size in the marine diatom Minidiscus comicus. Scientia Marina. 80 (S1): 89-96.

***

Объект исследования: центрическая диатомовая водоросль Minidiscus comicus.

Minidiscus comicus с римопортулой и фултопортулами. Переделка рис. 1 А, Б из [Jewson et al., 2016]

Minidiscus comicus относится к группе самых маленьких диатомовых. Его диаметр панциря меняется от 1,9 до 6 мкм.

Исходные положения.

  • Подавляющее большинство диатомовых после многократных делений становится меньше.
  • Уменьшение размеров приводит к закономерному уменьшению внутреннего объема панциря.
  • Существует некоторый критический минимальный объем, после которого одноклеточные организмы существовать не могут.
  • Если считать, что панцирь Minidiscus comicus имеет форму круглого цилиндра (как на рисунке), то при минимальных значениях диаметра (менее 3 мкм), объем панциря станет критическим. Но организмы живут при таких маленьких размерах. Значит они каким-то образом адаптируются.

Задача: выяснить, что происходит с морфологией панциря панциря Minidiscus comicus при уменьшении диаметра панциря.

Размерный спектр Minidiscus comicus из западной части Средиземного моря. Пунктирная линия соответствует значению диаметра, ниже которого клетки образуют ауксоспоры и восстанавливают первоначальный крупный размер. Переделка рис. 5 из [Jewson et al., 2016]

Результаты

  • Диаметр панциря Minidiscus comicus действительно уменьшается после многократных делений.
  • Однако, уменьшение диаметра приводит к изменению формы панциря: круглый цилиндр с плоскими створкамикруглый цилиндр с выпуклыми створкамишар.
Адаптация формы панциря Minidiscus comicus к уменьшению диаметра панциря. Размерные отрезки соответствуют 1 мкм. Компиляция рис. 1, 3 и 4 из [Jewson et al., 2016]

Трансформация цилиндрического панциря в шарообразный позволяет избежать двукратного уменьшения объема панциря и сохранить достаточный для жизни внутренний объем панциря при крохотном диаметре.

Вычисленные объемы панциря Minidiscus comicus стремятся к объему шара, когда диаметр стремиться к двум микрометрам. Рис. 5 из [Jewson et al., 2016]

Авторы не выяснили

  • Какие еще виды диатомовых демонстрируют подобную морфологическую адаптацию.
  • Каким образом плоские створки становятся выпуклыми.

***

В целом — это прекрасный пример хорошо выполненной работы. Советую использовать в качестве образца.

С Новым годом.

Как написать научную статью. 5. Используйте как-бы-цитаты

В прошлый раз я рекомендовал регулярно все записывать. В этот раз поговорим о том, как правильно записывать чужие мысли — как-бы-цитаты.

Как-бы-цитаты — это (слегка) изменные фрагменты чужого текста. Когда вы берете одно-два предложение из чужой работы, изменяете несколько слов и вставляете в свою статью. Вот пара примеров на английском: авторский текст и как-бы-цитаты.

We have attempted to determine the most effective way to illustrate the guide.
We have presented the most effective way to designate biological illustrations.

An effective key must be one that is effective in communicating: the user must be able to understand the information being presented within each couplet.
An effective illustration must be one that is effective in communicating: the user must be able to understand the information being presented withing each part of the image.

С одной стороны, так делать можно пока вам не дали по рукам. Потому что одни и те же мысли часто посещают разные головы, как одни и те же эйдосы Платона навещают умы разных философов. Поэтому то, что вы еще только обдумываете, скорее всего кто-то уже давно опубликовал. Надо только тщательно поискать.

Примерно так одна и та же мысль приходит в разные головы. В октаве пятидесятницы

Особенно как-бы-цитирование удобно, когда вы пишите работу на неродном языке. А в настоящее время большинство отечественных ученых вынуждены писать статьи на колониальном английском. Как говорил классик: «Я русский бы выучил только за то, что им мне нельзя выражаться».

Вернемся к цитатам. Разве можно как-то более точно выразить мысль Оливера Колемана о важности цифровых иллюстраций для биологических работ? Руки сами тянутся к копи-пасту.

The digital drawing method for scientific illustrations using Adobe Illustrator has become a standard method for taxonomic descriptions in many labs. The great advantages of this method lie in increased speed and the possibility to create such smooth lines that would not be possible using traditional free-hand ink drawing [Coleman, 2009].

Однако, порядочные российские издательства всегда проверяют текст на плагиат. Поэтому если вы будете напрямую использовать чужие фрагменты, даже с указанием ссылок на исходные работы и номера страниц, порядочная российская редакция завернет такую статью. Даже если это ваши предыдущие статьи! То есть порядочные российские редакции стимулируют развитие оригинального мышления. Или, по крайней мере, заставляют чаще заглядывать в словарь синонимов.

Я подчеркиваю — так работают порядочные российские издательства. Непорядочные за ваши деньги опубликуют любую лабуду.

Как поступят иностранные издательства я точно не знаю. Но могу предположить, что иностранные тоже опубликуют лабуду. Потому что некоторые мои коллеги из статьи в статью копируют одни и те же рисунки и абзацы текста (на английском языке), и эти статьи выходят в свет. Но не стоит им уподобляться.

Если вам дорог научный авторитет, то любые заимствованные фрагменты пересказывайте по-своему. Превращайте заимствования в как-бы-цитаты.

Берегите научный авторитет с молоду

А где уместны как-бы-цитаты? Они уместны: в обзоре литературы; во введении, где вы обосновываете актуальность работы; в описании методики; в небольшом количестве в обсуждении. В разделе с результатами цитаты не уместны: пишите о своих результатах своими словами.

Результаты — табу для как-бы-цитат

Продолжение следует.

Нечеткие биологические формулировки

В биологии очень плохо формализованы многие понятия — в отличие от математики. Но, чистая математика — наука абстрактная. Поэтому она обязана оперировать четкими, однозначными определениями для того, чтобы математики могли понимать друг друга. Биология, наоборот, прекрасно обходится неформальными терминами. Работа и зарплата биологов от этого не страдает.

Подобная неформальная ситуация расчищает почву для философов науки и биологов-философов, которые в многостраничных публикациях пространно рассуждают о смысле того или иного термина: о сути вида; об аналогии и гомологии; о различии микро-, мейо- и макробентоса; о понятии суб-, супра- и просто литорали; о бентосе и перифитоне и так далее. Но философам вообще свойственно пространно рассуждать — работа у них такая.

— А что тут такого? Работа как работа. (Франс Халс. Портрет Декарта. 1648 год)

Особенно умиляют наивные описания таксонов. Там авторы считают, что формулировки вроде «членик вида А несколько длиннее, чем у вида Б, но слегка уже, чем у вида В» позволяют отличить А от Б и В! Когда другой наивный исследователь пытается по этим признакам идентифицировать организмы, вместо результата он получает порцию недоумения, разочарования и гнева.

— Как же, черт возьми, отличить эти виды! (Аньоло Бронзино. Фрагмент Аллегории с Венерой и Амуром. Около 1545 года)

Кстати, шустрые программатики (программисты-математики) любят выражать наивные описания в терминах нечетких множеств и строить на их основе таксономические экспертные системы. См., например:

Но вот когда за формализацию терминов берутся реальные биологи, знакомые с лаконичной точностью математики, которые буквально своими руками пощупали дискуссионный объект, тогда они производят ясные, однозначные, красивые формулировки.

Как бывшему студенту математического факультета, мне крайне неудобно использовать неформализованные определения. Поэтому впредь буду разбирать и уточнять некоторые биологические понятия.

— М-да, а я так и не понял, что такое экология. (Рембрант. Портрет старого еврея. 1654 год)

Так, я уже разобрал чем центрические диатомовые отличаются от пеннатных и дал определение главных морфогенетических осей панциря диатомовой.

— Мор-фо-ге-не-ти-чес-кие о-си? (Ян Ливенс. Портрет пожилого мужчины)

Если у вас есть статьи, где дано ясное определение биологического термина, присылайте их на почту me@antonlyakh.ru.

Я их обработаю и опубликую заметку, сославшись на вас. Также пишите в комментариях примеры четких биологических терминов.

— Морфоэкотипы не следует путать с экоморфами и морфотипами, так как экоморфы есть жизненные формы организма, которые возникли в результате приспособления к факторам среды, а морфотипы выделяют при изучении изменчивости... (Константин Савицкий. Инок. 1897 год)

Все терминологические заметки ищите по тегу «правильная терминология».

Мое первое онлайн-резюме

Неожиданно, на просторах сети отыскал свое первое онлайн-резюме. Датировано 2003 годом. Интересными проектами я тогда занимался. А резюме готовил для того, чтобы поехать на курсы зарубеж. Но, не срослось.

Поместил рассказ о нем в раздел «Сделал».

Наблюдение 13. Будущее андроидное человечество

Возьмем концепцию Георгия Гурджиева о том, что человек — это машина и (нейро-)психологов, который активно используеют это знание.

Смешаем ее с гипотезой Андрея Склярова, Историка Пи, Асукарейры и прочих альтерантивщиков о том, что человек создан искусственно.

Примешаем сюда смену коренных рас Елены Блаватской и иже с ней, ноосферу Вернадского и нооскоп Антона Войно. И посмотрим на результат.

В результате мы увидим, что происходящие изменения покажутся вполне закономерными, а все вопли по этому поводу есть не более, чем глас вопиющего в пустыне. Все уже предопределено.

Нас заменит искусственный интеллект и роботы. Роботов будут ремонтировать рукастые инженеры-электронщики, ИИ будут совершенствовать талантливые математики, коды будут писать усидчивые программисты, а большая часть человечества окажется ненужной. Да и все прочие механики-кодеры будут нужны до тех пор, пока цивилизация роботов не научиться все делать сама.

Наша Пятая раса спешно приближается к пятому элементу — назовите его, если хотите, междупланетным эфиром — который, однако, имеет больше отношения к психологии, нежели к физике.

Идущая Шестая раса — которая может начаться очень скоро — будет находиться в своем Сатья (Золотом) Веке, тогда как мы будем еще пожинать плоды нашего беззакония в нашей Кали Юге... Мы возвращаемся кверху по дуге только с прибавлением самосознания. Шестая Раса <...> будет обладать совершенством форм и высочайшей разумностью и духовностью.

Елена Блаватская

Пятый элемент и шестая расса — это ИИ.

Что делать? Читать книги.

Наблюдение 12. Крымское-археологическое

Весь Крым перекопан. Во всех городах Крыма проводятся масштабные реконструкции, связанные с перелопачиванием главных улиц и исторических мест. В Крыму строят автодорогу и перелопачивают сотни тысяч кубометров земли. Складывается ощущение, что целенаправлено ищут старинные артефакты. Все остальные причины — мара.

Только, тс-с-с-с-с.

Как написать научную статью. 4. Работайте параллельно над несколькими статьями

Иногда случается так, что у вас накопился материал на несколько статей, но нет возможности сесть и написать их одну за другой. В этом случае предлагаю работать над статьями параллельно. Для этого необходимо регулярно записывать все возникающие мысли, подходщие цитаты и библиографические ссылки для каждой статьи.

Регулярно все записывайте

Далее расскажу где и как.

Где записывать

Сначала я пробовал писать рукой в разных тетрадках или на отдельных листках бумаги. Это успокаивает, позволяет сосредоточиться и хорошо развивает мелкую моторику. Но когда у меня накопилась весомая стопка, я стал путаться, где, что и когда записал.

Потом пробовал записывать в Ворде (вместо Ворда подставьте название любимого текстового редактора). Но тогда я стал путаться, в какой файл я внес запись и где он лежит.

Сейчас я перешел на Эгею.

Эгея — это движок для ведения блога, созданный Ильей Бирманом. Ее легко установить, в ней просто работать. Этот блог работает на Эгее.

Эгея умеет хранить черновики заметок, которые видны только вам. (В платной версии вы можете отправить ссылку на черновик кому-то еще, но я работаю в бесплатной.) Именно черновики идеально подходят для параллельной работы над статьями.

Записывайте в черновиках блогодвижка

Вместо Эгеи можно взять любой другой блогодвижок. Главное, чтобы он помогал сосредоточенно работать над текстом, а не думать о том, где это текст лежит.

Как записывать

Веду два черновика
Для каждой статьи я завожу два черновика. В одном веду список литературы, в другом — пишу текст, вставляю иллюстрации или воспроизвожу фразы из чужих работ.

Использую иллюстрации
В текст вставляю иллюстрации. Это помогает понять, как они будут смотреться в реальной статье. Однако исходники иллюстраций все-таки храню в отдельной папке на компе, потому что из Эгеи тяжело вытаскивать картинки.

Привожу цитаты
В тексте не боюсь использовать фразы из чужих работ. Многое из того, что вы только-что придумали, кто-то уже опубликовал. Поэтому когда вы находите абзац, в котором автор пишет то, о чем вы думайте — просто скопируйте этот абзац.

Пересказывайте опубликованные мысли

Обратите внимание на то, как автор выражает мысли, какой стиль использует. Если вам нравится, попробуйте также выразить свои идеи. Естественно, что в чистовике вы передадите мысль автора своими словами с обязательной ссылкой на первоисточник.

Если вы считаете, что все-таки сами додумались до всего, тогда ни на кого ссылаться не нужно. Но если рецензент вашей работы будет настаивать, что об этом таки-давно известно, тогда напишите, что об этом действительно говорил тот и тот автор, но вы сами независимо пришли к данному заключению.

Ссылаюсь на авторов и год публикации
В тексте ссылаюсь на статьи по имени первого автора и году, записываю в квадратных скобках: [Иванов, 1913], [Bond et al., 1956], [Пух, Пятачок, 1980]. По такой ссылке легко отыскать первоисточник. Она намного удобнее абстрактных чисел: [1, 7, 15]. Не могу понять, почему в отечественных изданиях упорно продолжают использовать числовые ссылки. Редакторы, пора с этим заканчивать!

Кратко конспектирую библио-источники
В библиографическом списке после каждой статьи кратко описываю, чем она полезна, что из нее стоит взять, почему решил на нее сослаться. Если статья оказалась никчемной — тоже заношу ее в спиской с соответствующей пометкой, чтобы больше не ссылаться.

Кратко конспектируйте библио-ссылки

Все библио-ссылки переношу в библио-менеджер. Я использую собственный библио-менеджер. С его помощью, например, сформирован список прочитанных книг и моих публикаций.

Это главные рекомендации. Есть еще детали, но я их вовремя не записал и теперь забыл.

Что делать

  1. Работайте над статьями параллельно.
  2. Регулярного все записывайте.
  3. Пересказывайте чужие мысли.
  4. Ссылайтесь на публикации по автору и году.
  5. Храните исходники иллюстраций для каждой статьи.
  6. Чередуйте сидячую работу с подвижным отдыхом.
  7. Будьте здоровы.

Не ходите кушать в кафе «Лепим сами»

Сегодня попытался отобедать в севастопольском кафе «Лепим сами». Попытка успехом не увенчалась. Я остался голодным.

https://yandex.ru/maps/org/lepim_sami/160035865869/?ll=33.519539%2C44.612174&z=14

Заказал порцию солянки и пельмений. Салянку принесли на треть средней тарелки, хотя в меню было заявлено 300 гр. Не долили, что ли?

Пельменей принесли штук двенадцать среднего размера. Заказывал свино-говяжьи, но на вкус оказались так себе — середнячок.

Осталось ощущение, что на мне сэкономили.

Больше туда не пойду.

Интеллектуальный хлам — 3. Лев Семенович Берг о естественном отборе

Было опубликовано в Гугл-плюс 26-04-2015

«Естественный отбор, вопреки мнению Дарвина, вовсе не отбирает счастливые уклонения, обрекая на гибель остальные, а напротив — сохраняет норму. Он является деятелем не прогрессивным, а консервативным. Естественный отбор отсекает все уклонения от нормы как в сторону плюса, так и минуса, как счастливые, так и несчастные, закрепляя средний, нормальный образец.»
Л. C. Берг «Теории эволюции»

Вывод: будь нормальным, а не то отсекут.

Кстати, придерживаюсь мнения, что жизнь возникла неестественным путем.

Наблюдение 11. Беспилотные поезда

Если уже есть беспилотные автомобили, то почему бы не быть беспилотным поездам? Подтверждение этому — текущие темы конкурса РФФИ.

I. Технологии искусственного интеллекта

  • Разработка цифровых технологий прогнозирования грузопотоков на основе моделирования, самообучения, накопленных знаний и опыта.
  • Разработка алгоритма расчета или корректировки плана формирования поездов на базе технологии искусственного интеллекта.
  • Разработка логистического взаимодействия в системе «железнодорожная станция-морской порт» в условиях цифровизации.
  • Разработка моделей и методов оптимизации производственных ресурсов на основе технологии больших данных (BigData).
  • Детектирование действий человека на видеозаписях, в целях определения выполняемых технологических операций.
  • Разработка системы беспилотного управления тяговым подвижным составом.
  • Моделирование схем и технологии работы железнодорожных станций, позволяющих реализовать пропуск поездов с максимальным сокращением простоев.
  • Разработка интеллектуальных систем диагностики локомотивов.
  • Анализ данных об инцидентах и предиктивная аналитика отказов инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД».

Грант большой: от 4 до 6 млн. в год. Если есть идеи и вы стремитесь сделать что-то полезное — пишите грант.

Метаалгоритмический язык

Выдержки из статьи В. Ф. Турчина (1968) «Метаалгоритмический язык». Кибернетика, № 4. C. 45-54.

Цель

Метаалгоритмический язык (метаязык) задуман для формального описания семантики алгоритмических языков.

Метаязык — алгоритмический язык

Метаязык сам является алгоритмическим языком. На любом универсальном алгоритмическом языке можно описать семантику любого другого алгоритмического языка. Поэтому выбор того или иного алгоритмического языка в качестве метаязыка — это вопрос удобства. Хотя на практике, «неудобство» часто означает «невозможность».

Метаязык для человека, а не для машины

Так как речь идет о формалных семантических описаниях, предназначенных для использования человеком, выбранный алгоритмический метаязык должен быть удобен для человека. Поскольку алгоритм — в сущности, инструкция для машины, то проблема метаязыка — это проблема общения человека с машиной, удобного не для машины, а для человека.

Машинно-независимые алгоритмические языки удобны для записи задач из определенной области вследствие того, что они строятся на основе формализации ряда понятий, важных и характерных для данной специальной области. Тогда как нам нужен язык предназначенный для описания любых языков и понятий — метаязык. Такой язык будет удобен для человека лишь в том случае, если он схватит какие-то чрезвычайно общие и в то же время важные черты человеческого мышления.

Особенности человеческого языкового мышления

В поисках таких черт обратимся к естественным языкам и их продолжению — формализованным языкам математики. Важнейшей чертой этих языков является наличие в них иерархии понятий. Она возникает благодаря особенности мозга абстрагироваться от многих конкретных ситуаций и создавать языковые модели действительности. Путем конкретизации, они, затем, используются в любой подходящей ситуации.

Иерархия понятий в естественном языке: морфемы — лингемы — абстрактные и сложные понятия

Естественный язык можно представить в виде многоэтажной пирамиды, построенной на почве чувственного опыта. При семантическом подходе элементами этой пирамиды надо считать морфемы — минимальные смысловые единицы языка. Складываясь в цепочки, морфемы образуют языковые объекты — лингемы: слова, группы слов, прдложения.

Языковые объекты, расположенные на самых низких этажах пирамиды, фиксируют наиболее конкретные, близкие к чувственному опыту понятия: «больно», «холодно», «заяц», «камень». На их основе строятся более абстрактные и более сложные понятия. На их основе — еще более сложные и так далее. Все эти понятия фиксируются языковыми объектами.

Где-то на средних этажах пирамиды расположены понятия «север», «число», «работа», «чин». А где-то на самом верху — «отчуждение», «гомозиготный», «бикомпактность».

Мера абстрактности и сложности понятий

В естественнм языке нельзя ввести точную меру абстрактности или сложности понятия и распределить соответствующие элементы по этажам. Поэтому нашу пирамиду следует понимать условно и иллюстративно. Однако принцип образования сложных и абстрактных понятий путем композиции и абстрагирования от более простых и конкретных, несомненно, лежит в основе построения языков.

Что значит понимать

Возьмем какой-нибудь языковый объект, например слово, и зададим вопрос: что значит понимать это слово? Очевидно, что физический носитель языка не имеет никакого значения. Имеют значение лишь связи этого слова с другими словами — комплексами ощущений, а в конечном счете с чувственным опытом. Следовательно, понимать слово — значит пройти в обратном направлении путь его построения.

Понимать абстрактное понятие — значить уметь его конкретизировать (в каждой заданной ситуации).

Понимать сложное понятие — значить уметь свести его к ряду более простых.

Конкретизация

Оба действия (понять абстрактное и сложное понятия) означают замену языкового объекта, занимающего более высокое положение в языковой пирамиде, на ряд объектов, занимающих более низкое положение. Эту операцию назовем конкретизацией языковго объекта.

При некоторых видах деятельности мы не доводим ее до комплекса ощущений, однако предполагается, что знаем, как это сделать. Иначе слово не имеет для нас никакого смысла.

Cемантика языкового объекта определяется правилом его конкретизации. Семантика языка — совокупностью правил конкретизации, которая позволяет путем ряда шагов свести каждый объект к некоторым несводимым элементарным объектам.

Формальная основа метаязыка

Нарисованная схема определения семантики объектов естественного языка является очень упрощенной. Однако без упрощения невозможна никакая формализация.

Задача метаязыка заключается в формализации семантических описаний. Поэтому при построении металагоритмического языка эта схема была принята за основу.

Металагоритмическая машина

Семантика метаалгоритмического языка определяется метаалгоритмической машиной. Она выполняет конкретизацию выражения в соответствии с имеющимся набором предложений. Следовательно, работа этой машины моделирует языковую деятельность человека.

Работа метаалгоритмической машины моделирует языковую деятельность человека.

Таким образом, метаалгоритмическая машина «умнее» и сложнее, чем машина Тьюринга. Последняя моделирует только сам факт языковой деятельности — так сказать языковость деятельности.

Метаалгоритмическую машину можно рассматривать как следующий шаг на пути приближения машины кчеловеку. Поэтому общение с такой машиной протекает более «человеческим» способом и удобнее для человека, чем общение с машиной Тьюринга.

Моделирование мыслительных процессов

Алгоритм — набор предложений на метаалгоритмическом языке — может быть построен, как иерархия понятий все более сложных и специальных. Поскольку построение иерархии понятий является необходимым и, быть может, основным элементом человеческого мышления, метаалгоритмический язык может оказаться полезным для изучения и моделирования мыслительных процессов. Потому что оно позволяет формализованно рассмотреть иерархию понятий.

Общение человека с машиной и моделированиечеловеческого мышления — это, по существу, две стороны одной медали.

* * *

Формальное и неформальное описание метаязыка, примеры алгоритмов смотрите в статье.

Главные морфогенетические оси панциря диатомовой водоросли

Любая диатомовая водоросль формирует кремниевый панцирь однотипным образом. Сначала она образует центральный диск или центральную ось. Затем, выпускает из этой области ребра. Потом, достраивает остальные элементы.

Морфогенетические оси указывают главные направления, вдоль которых происходит построение панциря.

Эти направления обыденно именуют центральной, продольной и поперечной осью. Однако, для придания весомости своей работе, лучше использовать латинизированные названия: створковая, апикальная и трансапикальная ось.

Шаги морфогенеза панциря диатомовой

В первую очередь диатомовая формирует створки. Обязательно от центра к краям. Сквозь центры формирования обеих створок проходит центральная ось.

Затем центрические и пеннатные диатомовые реализуют свои алгоритмы морфогенеза.

Кремниевая основа створки центрической (слева) и пеннатной диатомовой без шва (в центре) и со швом (справа). Рисунок из Библии диатомологии

Центрические диатомовые во все стороны от центра выстраивают радиальные кремниевые ребра. Каждое такое ребро считается отдельной поперечной осью.

Каждое ребро дает многочисленные боковые ответвления. Они соединяютя друг с другом и формируют центрическую тектуру створки. Именно из-за того, что построение створки и ее текстуры происходит из центра, эта группа диатомовых названа центрическими.

У центрических диатомовых нет поперечной оси.

Пеннатные диатомовые строят только одно продольное ребро. Это главное ребро жесткости створки, подобное килю судна. Ось сонаправленная с главными ребрами жесткости обеих створок пеннатной диатомовой называется продольной.

Если диатомовая имеет шов, то шов проходит в центре продольного ребра. Точнее продольное ребро при построении оставляет место для шва.

На заключительном этапе пеннатная диатомовая строит поперечные ребра. Они могут идти перпендикулярно или под углом к продольному ребру. Ось, которая проходит через центр пересечения створковой и продольной оси в перпендикулярном направлении, называется поперечной.

Главные морфогенетические оси

Цетральная ось есть у всех диатомовых. Она проходит точно через центр начала формирования кремниевого панциря.

Продольная ось тоже есть у любой диатомовой. Но у центрических много продольных осей, а у пеннатных только одна.

Поперечная ось есть только у пеннатных диатомовых. Она перпендикулярна центральной и продольной осям.

Выделенные оси обычно называют осями симметрии. Но я предлагаю называть их морфогенетическими, так как благодаря жестко детерминированному морфогенезу вдоль этих направлений панцирь диатомовой приобретает заданную форму и текстуру поверхности

Схема морфогенетичеких осей доступна по адресу
3d-microalgae.org/diatoms/main-axes.

Как написать научную статью. 3. Пишите в активном залоге с ясным подлежащим и сказуемым

Мне несколько раз говорили, что писать научные статьи от первого лица не принято. Надо писать косвенно: от третьего лица или в пассивном залоге. В редком случае можно написать мы, даже если я — единственный автор.

Потом появился главред Макс Ильяхов и стал учить писать в информационном стиле: в активном залоге, без отглагольных существительных, лаконично, честно, с подлежащим и сказуемым.

Но еще задолго до Макса нормальные авторы писали энергично.

Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил себе виноградники, устроил сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева; сделал себе водоемы для орошения садов и рощь; приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня; собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и разные музыкальные орудия.

Поэтому, если вы взялись за статью — пишите в активном залоге, от первого или второго лица, с ясным подлежащим и сказуемым.

Мы изучили изменчивость пропорций крыльев летучих мышей и выяснили, что рукокрылые пещеры Ясная имеют более длиные и узкие крылья, чем рукокрулые пещеры Сквозная. Нам кажется, что пропорции крыльев связаны с плотностью сталактитов и сталагмитов на квадратном метре ходов пещер. Мы проверим это предположение после изучения других пещер южной горной гряды.

Я рекомендую так писать каждому исследователю. А чтобы научиться — изучите «Справочник Главреда», пишите чаще и читайте хорошие книги.

И не забудьте отдохнуть.

Давайте сделаем базу с данными о сукцессии фитопланктона

В развитии фитопланктона наблюдается интересная закономерность. Его таксономический состав не постоянен, а меняется на протяжении года. Причем меняется не произвольно, а с некоторой периодической закономерностью. Получается, что в определенные периоды доминирует определенная группа организмов и эта ситуация повторяется из года в год.

Циклическая сукцессия озерного фитопланктона из книги «Лимнология»

Такая смена доминирующих таксонов называется сукцессией. Она наблюдается повсеместно у многих групп организмов.

Сукцессия не обязательно является периодической. Она может быть линейной, но у фитопланктона сукцессия циклична.

Из года в год в одних и тех же местах, одни и те же виды фитопланктона доминируют в одни и те же периоды года

В литературе накоплен большой массив данных о сукцессиях фитопланктона в разных частях планеты: от прудов, озер и рек, до морей, океанов и гиперсоленых водоемов. Однако я не знаю ресурса, где все эти данные были бы сведены воедино. И не видел подобный публикаций.

Данные о сукцессиях фитопланктона не систематизированы

Предлагаю любому заинтересованному исследователю или группе сделать ресурс с информацией о зарегистрированных сукцессиях фитопланктона.

Я помогу сформировать саму базу. От вас потребуется тщательный и кропотливый сбор информации.

Если вам интересен такой проект, пишите на почту: me@antonlyakh.ru

Приемы программирования. Вернуть вектор

Иногда функция должна вернуть не одно, а несколько значений. Например флаг успеха или неудачи, несколько найденных параметров и массив. Фактически она возвращает векторный результат.

Раньше для получения векторного результата я передавал несколько переменных по ссылке и ждал булево значение функции.

// Здесь ожидаю два параметра и двумерный массив, а функция возвращает флаг успеха-неудачи.
function navalniy( 
    source_data : TVector; var temperature : real; var blood_pressure : real; var spy_data : TVector
) : boolean;

Теперь я просто получаю один векторный результат.

function navalniy( source_data : TVector ) : TVector;

Первый компонент вектора содержит флаг успеха и вычисленные скалярные параметры, остальные — заполненный массив.


spy_data = navalniy( source_data );
if (spy_data[0][0] == 0) {
  alert(‘Явка провалена. Немедленно уходить!’);
  exit();
} else {
  temperature = spy_data[0][1];
  blood_pressure = spy_data[0][2];
  list_of_comrades = (spy_data[1], …, spy_data[M]);
  // Все в порядке, продолжаем готовить революцию
  // …
}

Единственное, при таком подходе нужно следить, чтобы размерность второй координаты массива (resulted_array[•][×]) была не меньше размерности ожидаемых дополнительных параметров (param{i}). В противном случае параметры следует вернуть в нескольких начальных компонентах ветора-результата.


spy_data = navalniy( source_data );
if (spy_dat[0][0] > 0) {
  temperature =spy_dat[0][1];
  blood_pressure = spy_dat[0][2];
  leukocytes = spy_datt[1][0];
  hemoglobin = spy_dat[1][1];
  erythrocytes = spy_dat[1][2];
  // Возвращенный массив начинается с N-ой компоненты вектора-результата
  list_of_comrades = (spy_dat[N], …, spy_dat[M]);
  // …
}

Векторы — это сила.

Как написать научную статью. 2. Отдохните

Если сесть и начать писать статью не получается — отдохните.

Послушайте музыку. Порисуйте. Погуляйте на природе. Подышите свежим воздухом без маски, если вы до сих пор ее носите.

Научитесь качественно расслабляться. Для этого освойте шавасану.

Соберитесь мыслями и садитесь за статью. Предварительно решите, о чем писать не будете.

Ранее Ctrl + ↓